Сайт педагога-психолога Старковой Таисии Сергеевны

НОД «Психологическая подготовка детей к школе. Мы- будущие первоклассники».

05 февраля 2018

                           МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» комбинированного вида»

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД  «Психологическая подготовка детей к школе. Мы- будущие первоклассники».

 

 

 

                                                                     Подготовила педагог-психолог: Старкова Т.С.

 

Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.

Задачи:

Образовательные:

* Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.

Развивающие:

* Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать)

* Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь) .

* Развивать зрительно-моторную координацию.

* Развивать зрительно-пространственную ориентацию.

* Развивать элементарные навыки самооценки.

* Развивать фантазию и воображение.

Воспитательные:

* Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.

* Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.

Направление – развивающее;

Группа – подготовительная к школе;

Тема – «Психологическая подготовка детей к школе. Мы- будущие первоклассники».

Форма организации – фронтальная, парная.

Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.

Время реализации – 30 минут;

Количество детей – 8;

 

Учебно-методическое обеспечение:

* Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;

* Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;

* Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;

* Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук,  колокольчик, наборы предметных картинок, листы белой бумаги, простые карандаши.

На занятии применяются следующие технологии:

* Здоровьесберегающие,

* Информационно-коммуникативные,

* ТРИЗ.

Методы, используемые в работе с детьми:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

* Метод наглядной передачи;

* Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей) ;

* Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации) ;

  1. Методы стимулирования и мотивации:

* Эмоциональные;

* Социальные;

* Игровые;

  1. Методы контроля и самоконтроля:

* Самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Содержание

Организационно-мотивационная часть (3 мин)

Ритуал приветствия. «Я рада тебя видеть».

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.

Психолог: С чего мы начинаем наше занятие?

Ответы детей.

Психолог: Давайте поприветствуем каждый своего соседа справа с помощью этого мячика. Справа от меня стоит Варя, я передаю ей мячик со словами:»Варя, я рада видеть тебя сегодня на занятии.»

Тема нашего занятия «Мы- будущие первоклассники».Сегодня на занятии мы будем тренировать свое внимание, память, учиться думать, обобщать и разделять предметы, а так же работать в парах, учиться договариваться друг с другом. Всё это вам пригодится в школе.

 Игровая ситуация «Мы первоклассники»

Цель: введение дошкольников в «школьный мир».

Развитие фантазии и воображения. Ребята, сегодня мы с вами пойдем в школу, мы будем первоклассниками, и у нас будет настоящий урок. Закрываем глаза.

«Звенит будильник. Ваша мама разбудила вас. Вы надеваете свою красивую школьную форму, берете портфель и с хорошим настроением идете в школу. Вот вы открываете школьную дверь, и звенит звонок».

Ребята с помощью своей фантазии перемещаются во времени и становятся первоклассниками. Звенит школьный звонок, начинается урок.

Основная часть (25 мин.)

 (слайд 2-9) Игра «Четвертый лишний» (2 мин)

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.

Ребята находят лишнюю картинку и при этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.

 

 

Педагог-психолог: А теперь выполним задание «Из чего какой?» вам нужно закончить предложения по образцу:

(Слайд 10-16) Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.

Педагог-психолог: Рюкзак из кожи (какой?) - …………

Дети: Кожаный.

Педагог-психолог: Линейка из пластмассы (какая?)- ………

Дети: Пластмассовая.

Педагог-психолог: Ножницы из металла (какие?) - ………

Дети: Металлические.

Педагог-психолог: Кастрюля из железа (какая?)-…

Дети: Железная.

Педагог-психолог: Кораблик из бумаги (какой?)-….

Дети: Бумажный.

Педагог-психолог: Горшок из глины (какой?)-…

Дети: Глиняный.

  Педагог-психолог: Давайте с вами проведем мозговую гимнастику, нарисуем в воздухе обеими руками одновременно геометрические фигуры. Приготовились: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.

Слайд 17 Упражнение «Внимание - рисуем! » (3 мин.)

Дети сидят за столами.

Цель: развитие зрительно-моторной координации и памяти детей.

Ребята в течение 3 секунд внимательно смотрят на фигуру, изображенную на экране, после того, как экран закрывается, дети рисуют подобную фигуру у себя на листе. После выполнения задания, дети обмениваются со своим соседом рабочим материалом и проверяют правильность выполнения задания. Правильно выполненная фигура фиксируется плюсом, выполненная не правильно минусом.

Физминутка «Пол – нос – потолок» (1 мин)

Дети стоят около своего рабочего места.

Цель: развитие слухового внимания дошкольников, профилактика утомления, снятие напряжения.

Психолог произносит слова (пол, нос, пололок) и показывает соответствующие слову места, дети должны быть предельно внимательны, т. к. психолог будет их путать и показывать не то, что называет.

- РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!

ВЫ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ,

А ЗА МНОЮ ПОВТОРЯЙТЕ.

ДЕЛАЙТЕ, ЧТО Я СКАЖУ,

А НЕ ТО, ЧТО ПОКАЖУ.

Упражнение «Классификация» (3 мин.)

Дети сидят парами за столами.

Цель: развитие элементов логического мышления и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.

Перед детьми набор предметных картинок. Работая в парах им необходимо определить, по каким признакам можно разложить картинки на две группы. Затем, дети должны договориться и решить, кто по какому признаку раскладывает картинки, и разложить их.

После того, как дети выполняют задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание. Дети должны назвать признак, по которому, они раскладывали картинки.

Упражнение «Дышим через нос» (1 мин.)

Цель: формирование у детей умения и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья,

обогащение мозга кислородом, активизирование мыслительных процессов в коре головного мозга.

Ребята вдыхают воздух медленно через нос, выдыхают медленно через рот (губы сложены трубочкой) - 3 раза.

Медленный вдох через правую ноздрю (левая закрыта пальчиком, выдох через рот – 3 раза.

Медленный вдох через левую ноздрю (правая закрыта пальчиком, выдох через рот – 3 раза.

Медленный вдох через нос, выдох быстрый через рот с произношением звука «Ха» - 3 раза

   (Слайд 18-23)  Упражнение «Ребусы» (3 мин.)

Цель: Развитие логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать. 

Психолог: Ребята, ребус — это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Сейчас вы будете разгадывать зашифрованные слова.

Релаксация «Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время.

Педагог-психолог: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 

 И становится понятно – расслабление приятно.

(Слайд 24 )Упражнение «Найди отличия» (3 мин.)

Дети сидят на ковре перед экраном.

Цель: развитие зрительного внимания (его концентрации, устойчивости, развитие связной речи дошкольников, закрепление умения работать с интерактивной доской.

На экране две картинки. Ребята должны найти отличия между ними.

  (Слайд 25-31) Гимнастика для глаз  (тренажер Базарного В.Ф.) (1 мин.)

Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.

На экране с музыкальным сопровождение появляются геометрические фигуры, за которыми ребята внимательно следят.

(Слайд 32-41) Упражнение «Что изменилось? » (3 мин.)

Цель: Развитие памяти, внимания, речемыслительной деятельности, самостоятельности, совершенствование способности к переключению внимания.

(Слайд 42 ) Рефлексия «Моя Оценка» (2 мин.)

Цель: формирование элементарных навыков самооценки.

Ребята, наш «Школьный урок» завершается, сейчас каждый из вас поставит себе соответствующую оценку. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.

Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось) .

Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились) .

Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось) .

Заключительная часть (2 мин.)

Игровая ситуация «Мы дошкольники» (1 мин.)

Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.

Ребята закрываем глаза. Звенит школьный звонок, наш урок закончен. Сегодня каждый из вас выполнял разные задания, и был самым настоящим первоклассником. Вы собираете свой портфель и прощаетесь с одноклассниками. Вы с огромным нетерпением идете домой, чтобы поделиться с родителями своими школьными успехами.

А сейчас, мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду.

Игра «Спасибо за занятие»(ритуал прощания).

Цель: закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.

Ребята по кругу передают друг другу  мяч и благодарят друг друга за занятие.

 

 

 

Оставить комментарий: