Сайт педагога-психолога Старковой Таисии Сергеевны

Программа "Развивай-ка"

09 сентября 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«РАЗВИВАЙ-КА»

 Коррекционно-развивающие занятия

с детьми старшего дошкольного возраста, направленные,  на развитие познавательных способностей и навыков социального поведения

 

                                                                           

 

                                                                                     Подготовил:

                                                                                педагог-психолог

                                                                                первой квалификационной категории

                                                                                 Таисия Сергеевна Старкова             

 

 

 

 

 

 

р. п. Дедовичи, 2020

 

 

                                              Пояснительная записка

 

Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребёнок стал счастливым, удачливым, умным, добрым.  Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

 

Ребёнок воспринимает окружающий его социальный мир, не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

 

Целью представленной программы является развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.

 

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

- Развивать навыки социального поведения.

- Способствовать повышению уверенности в себе.

- Сформировать чувство принадлежности к группе.

- Учить выражать своё отношение к другим людям.

- Повысить уровень развития познавательной сферы.

- Развивать любознательность, наблюдательность.

 

Ценностью программы является психологически обоснованная последовательность групповых занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся два  раза  в неделю в игровой форме. Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25-30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Цикл занятий рассчитан на семь месяцев (26 занятий).

Желательно, чтобы подгруппа состояла не более чем из 10-12  детей старшего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 1.

 

Цель: развивать чувство принадлежности к группе; развитие логического мышления, зрительной памяти и внимания.

 

  1. Ритуал начала занятия (см. приложение 1)

 

  1. Упражнение “Как меня зовут”

Дети называют своё имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.

 

  1. Игра “Дотронься до …”

Психолог предлагает хорошо рассмотреть друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Затем предлагает: “Дотронься до … синего!” Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

 

  1. Игра “Подбери пару к картинке”

Описание: на двух столах разложены 24 картинки, по 12 на каждом. Дети выбирают любые две картинки с первого стола, а на втором подбирают к каждой из них пару и обосновывают свой выбор. Например: к кораблю подбирается якорь. Когда ко всем картинкам будут подобраны пары, они выкладываются в два ряда, одна под другой. Затем нижний ряд убирается, а детям предлагается вспомнить, какие картинки были с ними в паре.

 

  1. Игра “Запомни картинки”

Описание: на карточках наклеены по 5 картинок с изображением овощей – и овощи, и расположение их различны. Карточек столько же, сколько играющих. Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке и предлагается рассмотреть её в течении 10 секунд. Психолог подходит к ребёнку и, указывая на перевёрнутую карточку, спрашивает: “Что здесь?” Тот называет овощ. За правильный ответ получает фишку.

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

 

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

 

 

 

  1. Упражнение на релаксацию “Порхание бабочки” 

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Психолог: “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пёстрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нём ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните ещё раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”

 

  1. Ритуал окончания занятия

 

 

 

Занятие № 2.

 

Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания; снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти, целенаправленного внимания.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Упражнение “Эхо”

 

Психолог: “Тот, кто стоит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: “Ви-ка, Ви-ка”, а мы дружно, как эхо за ним повторяем. ” Все по очереди назовут и прохлопают своё имя.

 

  1. Упражнение “Солнечный зайчик”

 

Психолог: “Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним”

 

  1. Этюд “Скажи хорошее о друге”

 

По желанию выбирается ребёнок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребёнке. Психолог обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, даёт образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребёнка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

 

  1. Игра “Поставь пальчик”

 

Описание: нужны 16 карточек с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. В середину выкладывают все 16 карточек изображением вверх, так, чтобы они друг друга не касались. Звучит команда: “Внимание!” Затем называется какая-то из картинок. Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

 

  1. Задание “Выложи картинки в том порядке, как ты только что видел”

 

Описание: используются любые картинки, проводится несколько раз. Психолог выкладывает на фланелеграфе картинки, дети в 10 секунд рассматривают, затем картинки убирают, а дети по памяти выкладывают на столе точно так же.

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

 

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладут ладони на стол. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.

 

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

 

  1. Ритуал окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 3.

 

Цель: знакомство детей с методами саморегуляции; учить выразительности жеста, выразительным движениям рук, ног, всего тела; развитие мыслительных процессов.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Игра “Ветер дует на…”

 

Со словами “ветер дует на…” психолог начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” – все светловолосые собираются в одну кучку. “Ветер дует на того, у кого есть сестра… брат… кто больше всех любит сладкое и т. д. ”

 

  1. Игра “Спаси птенца”

 

Психолог: “Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд, ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам. ”

 

  1. Игра “Чем похожи”

 

Описание: пары картинок (корова-лошадь, ворона-воробей, лыжи-коньки, трамвай-автобус, молоко-вода, дождь-снег) лежат на столах. Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы.

 

  1. Игра “Кто наблюдательнее”

 

Психолог: “Назови за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы”

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

 

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

 

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

 

  1. Упражнение на релаксацию “Тихое озеро”.

 

Психолог: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

 

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

 

  1. Ритуал окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 4.

 

Цель: учить детей действовать согласованно; развитие межполушарных взаимодействий; стимуляция внимания, развитие мышления, умения подбирать видовые и родовые понятия.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Игра “Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи”

 

Психолог: “Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: “Рычи, лев, рычи !” – пусть раздастся самое громкое рычание.

 

Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колёса работают чётко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти “крушение”, и все валятся на пол.

 

  1. Игра “Будь внимателен”

 

Описание: детям предлагается вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений рук, ног, всего тела: кенгуру, кузнечика, лягушку.

 

Затем ребята под музыку двигаются по кругу. Через некоторое время музыка прекращается и на команду, например: “Кенгуру!”, выполняется соответствующее движение.

 

  1. Игра “Подбери пару к слову”

 

Описание: психолог бросает мяч одному из детей и говорит, например: “Игрушка”. Ребёнок ловит мяч и отвечает: “Кукла”. (Осень – дождь, овощи – лук, транспорт – самолёт и т. д.)

 

  1. Игра “Ладушки”

 

Психолог: “Все мы с вами, когда были маленькие, играли в игру “Ладушки”. Сейчас мы с вами эту игру вспомним”. Дети садятся друг напротив друга, образуя пары, и перекрёстно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки. Напомните детям:

 

Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

 

  1. Пальчиковая гимнастика. Упражнение 4.

 

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют четверостишие несколько раз.

 

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

 

  1. Упражнение “Клубочек”.

 

Психолог: “Я сейчас буду выполнять роль “катушки”, а вы все возьмитесь за руки. У нас получилась ниточка, закреплённая на катушке. Тот, кто стоит последним, будет водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не “намотается” на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживём в нём, вместе подышим. А сейчас, не отпуская рук, начинаем разматываться”.

 

  1. Ритуал окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 5.

 

Цель: развивать групповую сплочённость; развивать у детей уверенность в себе; развитие мыслительных операций, развитие памяти, расширение объёма внимания, активизация тактильного восприятия, развитие произвольности.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Упражнение “Волшебный мешочек”

 

Психолог: “Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нём лежит. Кто потрогал и догадался, хранит свой секрет, пока мешочек не окажется у меня в руках… Кто догадался, что лежит в мешке? Да, это воздушный шарик”.

 

  1. Игра “Воздушный шарик”

 

Психолог: “Посмотрите, как я буду надувать шар… А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе, и мы его должны надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем живот, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте рукой, как он растёт. А теперь сделаем выдох и сдуем животик… Отлично! Давайте повторим ещё раз. Вдох-выдох, ещё один вдох-выдох. Молодцы!”

 

  1. Игра “Кто это или что это?”

 

Описание: дети делятся на две группы. Они располагаются за столами, находящимися напротив друг друга на расстоянии 1 – 2 метров.

 

Перед ребятами на столах разложены одинаковые картинки с изображением предметов: животных, овощей, фруктов и т. д. У каждой группы по 24 картинки. Дети из первой и второй группы по очереди дают описание одной их картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой группы, она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество картинок.

 

  1. Задание “Выложи цифры так, как только что видел на доске”

 

Описание: на столах перед каждым ребёнком лежит квадратный лист бумаги, разделённый на четыре клетки (размер листа 20 на 20 см, размер клетки 10 на 10 см) и поднос с четырьмя карточками, на которых нарисованы цифры. На магнитной доске заранее начерчен маркером такой же квадрат с четырьмя клетками, только большего размера.

 

На глазах у детей взрослый выкладывает три цифры в трёх клетках. Даётся время для запоминания – 5-6 секунд. Затем цифры убираются, и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах – как запомнили.

 

Примечание: можно вместо цифр использовать буквы или любые картинки. Количество карточек увеличивается по мере освоения детьми задания.

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

 

Дети складывают руки в замок и поочерёдно соединяют пальчики правой и левой рук, начиная с мизинцев.

 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять!

Начинаем счёт опять.

Один, два, три, четыре, пять!

Вот и кончили считать.

 

  1. Упражнение на релаксацию “Полёт высоко в небе”

 

Психолог: “Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими перьями.

 

Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

 

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе и ваши крылья распростёрты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

 

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день”.

 

  1. Ритуал окончания занятия

 

 

Занятие № 6.

 

Цель: развитие внимания, координации движений; снятие напряжения; развитие сенсомоторной координации и воображения; развитие мыслительных процессов; развитие целенаправленного внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Игра “Зеркало”.

 

Психолог: “Ребята, представьте себе, что мы с вами находимся в магазине, торгующем зеркалами. Все мы – зеркала, и должны точно отражать движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?”

 

  1. Игра “Морщинки”.

 

Психолог: “Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!”

 

  1. Задание “Разложи карточки”

 

Описание: у каждого ребёнка карточка с девятью клетками, размер карточки 21 на 21 см, размер клетки 7 на 7 см, картинки из любого лото в количестве 9 штук. Из них по три одинаковых. Ребёнку предлагается разложить карточки по рядам и столбцам так, чтобы в рядах и столбцах ни разу по две одинаковых не оказывалось.

 

  1. Игра “Лиса с лисятами”

 

Описание: выбираются по желанию “лиса” и “сокол”. “Сокол” уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребёнок, изображающий лису, ведёт за собой “лисят” по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. “Лисята” в точности повторяют. Кто не успевает повторить, того “сокол” забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой “лисёнок”.

 

Примечание: игра повторяется 2-3 раза со сменой ведущих. Желательно музыкальное сопровождение.

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

 

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

 

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

 

  1. Игра “Земля, небо, огонь и вода”

 

Психолог: “Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и воду… У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет, сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а все остальные попробуют угадать, что им показывают. Отлично!”

 

  1. Ритуал окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 7.

 

Цель: повышать у детей уверенность в себе, развивать координацию движений, слуховое восприятие; развивать активное внимание; развивать навыки анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Игра “Паровозик с именем”

 

Психолог: “Сейчас каждый будет превращаться в паровозик. Когда “паровоз” будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: “Са-ша. Са-ша…”. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Аню. Теперь она будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять её имя… Поехали!

 

Вот мы и проехали целый круг, теперь Аня выберет того, кто станет “паровозиком”, и мы уже втроём будем повторять его имя. и так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре”.

 

  1. Игра “Узнай по голосу”

 

Психолог: “Мы приехали на нашем поезде на солнечную полянку и теперь поиграем в игру. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. Нам нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр? Отлично, Маша! Все остальные будут вокруг тебя водить хоровод и петь песенку. А Маша пусть её внимательно слушает и делает то, о чём мы будем её просить. Слушайте песенку…

 

Маша, ты сейчас в лесу.

Мы зовём тебя: “Ау!”

Ну-ка глазки закрывай, не робей.

Кто зовёт тебя – узнай поскорей.

 

Теперь, Маша, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперёд и позовёт: “Маша! Ау!”. А ты попробуешь угадать, кто тебя звал”.

 

Примечание: если ребёнок отгадал правильно, то он займёт место ведущего, если нет, можно позвать ребёнка ещё раз. Игра повторяется несколько раз.

 

  1. Задание “Разложи карточки на группы”

 

Описание: на каждом столе лежит по 12 картинок, которые можно разделить на три группы, причём подобрать картинки нужно так, чтобы три из них можно было обобщить, а четвёртая не подходила к первым трём.

 

Примечание: дети выполняют задание каждый за отдельным столом, потом меняются местами, так как картинки у всех разные.

 

  1. Игра “Слушай хлопки”

 

Описание: психолог предлагает детям передать жестами дующий ветер и падающий снег. Затем договоритесь, что на один хлопок они должны изобразить ветер, на два – снег, на три – встать в круг. После этого включается музыка и дети двигаются как хотят. На остановку музыки и определённое количество хлопков выполняют требуемое движение.

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

 

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

 

Палец очень удивлялся

Как он главным оказался?

Мы-то знаем хорошо –

Потому что он большой!

 

  1. Упражнение на релаксацию “Плывём в облаках”

 

Психолог: “Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Тёплый, тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо.

 

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

 

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём.

 

Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

 

Облако вместе с вами начинает опускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день”.

 

  1. Ритуал окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 8.

 

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; увеличение объёма памяти, развитие внимания, мыслительных процессов; развитие произвольности; развивать чувство единства, сплочённости.

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Игра “Я очень рада…”

 

Психолог: “Сейчас я спою песенку про то, как я рада вас видеть. “Я очень рада, что Саша в группе есть…” В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него, ребёнку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю…”

 

  1. Игра “Поменяй местами”.

 

Психолог: “А сейчас приготовьте свои ручки для работы. Давайте попробуем прочитать стихи и выполнить под них движения”.

 

Примечание: дети должны в такт произносимому тексту менять местами лежащие на коленях ладони (можно перемещать ладони с одного плеча на другое).

 

Три мудреца в одном тазу

Поплыли по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы наш рассказ.

 

  1. Задание “Буквы”

 

Описание: для каждого из детей приготовлено по 4-6 карточек с любыми буквами, такими же, какие психолог выкладывает на доске. Детям предлагается посмотреть на выложенные буквы несколько секунд и выложить так, как только что видели.

 

  1. Задание “Чем похожи?”

 

Описание: приготовить картинки и разложить их по парам: лиса – волк, скворец – грач, сапоги – ботинки, самолёт – вертолёт, врач – лекарство, чашка – чайник, двери – окно. Каждый ребёнок выбирает любую пару картинок. Требуется назвать как можно больше признаков сходства.

 

  1. Пальчиковая гимнастика.

 

Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать. Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом.

 

Два большие пальца спорят:

Кто главней из них двоих?

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

 

  1. Игра “Мы охотимся на льва”

 

Описание: эта игра на ритмизацию, чередование темпа и громкости речи. Необходимо построчно выразительно проговаривать текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящим событиям. А дети должны повторять за психологом текст и движения или импровизировать, совершая свои движения в такт произносимому тексту.

 

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружьё

И подзорная труба.

Ой, а что это?

А это – поле: топ-топ-топ

Ой, а что это?

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой, а что это?

А это – море: буль-буль-буль.

Ой, а что это?

А это – тропинка: шур-шур-шур.

Её не обойдёшь.

Над ней не пролетишь.

Под ней не проползёшь.

Дорога напрямик.

Вышли на полянку.

 Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой.

 

По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой, дверь закрыли.

Ух! (на выдохе). Устали!

Молодцы!

 

  1. Ритуал окончания занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 9.

 

Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие зрительной памяти и внимания; повышение уверенности в себе; развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

 

  1. Ритуал начала занятия.

 

  1. Игра “Солнечный зайчик” (см. занятие № 2)

 

  1. Игра “Я – лев”.

 

Психолог: закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

 

Откройте глаза и представьтесь от имени льва, например: “Я – лев Миша”. Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой… Отлично!

 

  1. Игра “Поезд”.

 

Описание: выбирается “паровозик”, остальные дети – “вагончики”. “Вагончики” встают друг за другом. Ребёнок-“паровозик” смотрит внимательно на “вагончики” и старается их запомнить. Потом он отворачивается, “проезжает” один круг и психолог спрашивает: “Кто стоит на втором, третьем, четвёртом месте?”

 

“Паровозик” отвечает. Затем сам становится “вагончиком”. Выбирается другой “паровозик”. Выигрывает тот, кто правильно расставит свои “вагончики”.

 

  1. Задание “Игра с карточками”

 

Описание: задание выполняется по типу игры: “Четвёртый лишний”. Детям предлагается закрыть карточкой картинку, которая не подходит к ос

Оставить комментарий: