Сайт педагога-психолога Старковой Таисии Сергеевны

Образовательная деятельность с элементами АРТ – тренинга, АРТ - терапии "Радуга настроения"

25 января 2018

                             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   «Детский сад № 2 «Алёнушка» комбинированного вида»

                                                                    

 

 

 

                                           Образовательная деятельность

                                    с элементами АРТ – тренинга, АРТ - терапии

                                                "Радуга Настроения"

                                             подготовительная группа

 

 

 

                                                                                      Подготовила педагог-психолог: Старкова Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  р. п. Дедовичи

                                                                     2018 год

 

НОД по сохранению

психологического здоровья детей «Радуга настроения»

 

Цели: стабилизация психических процессов; снятие напряжения; развитие уверенности в себе; развитие эмпатии; здоровьесбережение.

         Задачи:                                                                                                                                 Образовательные:                                                                                                                                                             

 1 Дать детям знания о том, что цвет влияет на настроение человека

2. Знакомить детей с основами цветотерапии.

Развивающие:   

 1.Развивать познавательные процессы (логическое мышление, слуховое и зрительное внимание);                                                                                                                                          2.Развивать элементарные навыки самооценки;                                                                      

3.Развивать мелкую  моторику;                                                                                                                             

 4.Развивать фантазию и воображение.                                                                              Воспитательные:                                                                                                                            1.Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим;               2.Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе,  умение договариваться. Форма организации  деятельности: подгрупповая

Интеграция: “Социально-коммуникативное развитие”,   “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”                                                                                                    

Форма проведения: Арт-терапия, АРТ – тренинг.                                                                            Структура арт-тренинга взаимодействие в группе детей                                                                                                                       

Элементы  АРТ-тренинга                                                                                                                                     Ритуал встречи «Доброе пожелание»                                                                                                          - рефлексия эмоционального состояния детей                                                                                                    активизация общения.                                                                                                                                               Решение проблемной ситуации                                                                                                                        - средства достижения цели:

загадка, игры и упражнения,  цветотерапия                             

 - релаксация  «Волшебный сон»                                                                                                                       

   Художественно-эстетическое взаимодействие                                                                                        - самовыражение эмоционального состояния при помощи цвета, в рисунке коллективная работа «Цветочная поляна»                                                                                                                                                 Ритуал прощания                                                                                                                                              - Игра «Подарим улыбку друг другу»                                                                                                        На НОД применяются здоровьесберегающие технологии.

Оборудование и материалы:

 мультимедийный проектор, ноутбук, бумага,  гуашь, штампы, салфетки.                                                                                                                                                     Методические приемы:

решение проблемной ситуации, презентация, чтение стихотворений, загадка, игры и игровые упражнения под музыку, релаксация, рисование.

 

 

 

 

Этапы деятельности

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный момент

Приветствие «Доброе пожелание»

 

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Дети встают в кругу и по очереди желают друг другу что- нибудь доброе, приятное. 

 

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.

Основной этап занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Изобразительная деятель-         ность

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие в разноцветную страну настроения.

«Итак, мы отправляемся в волшебную страну, где живут разные цвета

 Я сегодня расскажу вам о целебном действии цвета, ведь каждый цвет имеет свою волшебную силу. В природе каждый цвет может быть лекарством.

 

Дети, а мы попали  в гости к Красной страничке.(Слайд2)

Упражнение "Что бывает красным?"

 

 

 

Игра «Сороконожка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующая страница Оранжевая.(Слайд 3)

Упражнение «Что бывает оранжевым?»

 

 

Игра "Дотронься до…"

 

 

 

 

 

Следующая страница-Желтая (слайд 4).

 

Упражнение «Что бывает желтым?»

 

Глазодвигательная гимнастика "Бабочка"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«А теперь мы попали к Зеленой Странице»(Слайд 6)

Упражнение "Что бывает зеленым?"

 

Физминутка «Пол – нос – потолок»

 

 

 

 

«А теперь мы в гостях у Голубой Страницы.Слайд 7

 

Упражнение "Что бывает голубым?"

Игра на что похожи облака? (Слайды 8-18)

 

 

 

Релаксация «Волшебный сон» (слайд 19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вот мы и у Синей Странички» (Слайд 20)

Упражнение «Что бывает синим?»

 

Игра убери весь мусор из моря (Слайд 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

И последняя – Фиолетовая Страничка (Слайд 22)

Упражнение «Что бывает фиолетовым?»

 

«Вот мы и узнали секреты каждой краски из волшебной разноцветной страны! Каждая краска создает свое настроение и даже может вылечить.

А что нам напоминают вместе все краски?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика         «Радуга» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа «Цветочная поляна»

(Привлекает детей к подведению итогов, рефлексии)

 

 

 

 

                                   

Игра «Подарим улыбку друг другу»

Создаёт проблемную ситуацию и показывает свою заинтересованность

Психолог: А вы знаете, что такое настроение?                

 

Психолог читает стихотворение:

«Каждый знает без сомнения, Что такое настроение. Иногда мы веселимся, Иногда скучаем мы, Часто хочется взбодриться, Но бываем и грустны. Очень странное явление -Перемена настроения. Всем ребятам важно знать, Что не стоит унывать. В круг скорее собираемся - В чудесную волшебную, страну отправляемся!»

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в Разноцветную Страну Настроения. Но, чтобы попасть туда  вам необходимо отгадать загадку:

 

Мы сестрицы дружные,

Художнику нужные.

В разных баночках живем

Кисточку мы в гости ждем.

Ты скорее нас возьми

Нарисуй и посмотри, (гуашь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает о действии красного цвета.

 

 

 

 

 

 

Психолог  включает веселую, задорную музыку и начинает давать сороконожке задания.

Примеры заданий:

-Сороконожке поднять все правые лапки!

-Сороконожке поднять все левые лапки!

-Сороконожке попятиться назад!

-Сороконожка передвигается прыжками!

-Сороконожка садится и резко подпрыгивает вверх!

-Сороконожка прыгает на правых ножках!

-Сороконожка прыгает на левых ножках!

-Сороконожке побегать по кругу!

 

Рассказывает о действии оранжевого цвета.

 

 

 

 

 

«Ребята, становитесь в общий круг, я сейчас буду называть цвет одежды, до которого все должны дотронуться. Вам нужно успеть дотронуться до названного цвета «дотронься до …!».

 

Рассказывает о действии желтого цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Плотно мы глаза закрыли,            → плотно закрыть глаза; (5 сек)

Широко теперь открыли.               → широко открыть глаза (5 сек);

Повторяем еще раз:                      → смотрим  вперед;

Крепко мы глаза закроем,             → плотно закрыть; (5 сек);

Теперь дружно мы откроем,         → широко открыть (5 сек);

Что мы видим  в этот раз?            → стоим с открытыми глазами;

Бабочку!                                          → фиксация взгляда на предмете;

Бабочка-красавица,                      

Полети на облачко,                       

Там  твои детки-                              

На березовой  ветке»

 

Рассказывает о действии зеленого цвета.

 

Психолог произносит слова (пол, нос, пололок) и показывает соответствующие слову места.

«Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть! Вы, ребята, не зевайте, А за мною повторяйте. Делайте, что я скажу,

А не то, что покажу.»

 

Рассказывает о действии голубого цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют, расслабляться — отдыхать.

 Есть у нас игра такая – очень лёгкая простая,

Замедляются движенья, исчезает напряженье. 

И становится понятно, расслабление приятно.

 Реснички опускаются,  Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,  Сном волшебным засыпаем.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело...

Будто мы лежим на травке,

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Нам знакомо, что такое

Состояние покоя..

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.     Потянулись, улыбнулись»

 

 

 

Рассказывает о действии синего цвета

 

 

 

 

Объясняет правила игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает о действии фиолетового цвета.

 

 

 

 

 

«Ребята, отгадайте загадку:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот

Взял он краски для ворот,

Не одну, не две, не три,

Целых семь!

Как ворота эти звать?

 

«Правильно, это - радуга. Ведь слово «радуга» обозначает  «Радость»

 

 

Ребята, посмотрите какая у нас красивая радуга! А чего не хватает на полянке? Давайте нарисуем цветы. Выберите цвет соответствующий вашему настроению после путешествия в разноцветную страну настроения.

 

 

А теперь перед рисованием давайте разомнем наши пальчики.»

 

В небе гром, гроза. -сжимают и разжимают пальцы

Закрывай глаза!-закрывают ладонями глаза, потом открывают

Дождь прошёл, трава блестит,- стучат пальцами по столу

В небе радуга стоит. - рисуют в воздухе полукруги

 

 

                                                Вовлекает детей в самостоятельную изобразительную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности, Наблюдает за детьми во время выполнения задания «Краски сегодня играли, Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная – вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета ия.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. Решают проблемную ситуацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выстраиваются в колонну друг за другом, берут друг друга за плечи или за пояс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то оранжевое и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

Дети следят глазами за бабочкой перелетающей с цветка на цветок.

(Слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Дети должны быть предельно внимательны, т. к. психолог будет их путать и показывать не то, что называет.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей?

 

 

 

 

 

Дети ложатся на ковёр, руки – вдоль туловища, ноги слегка раздвинуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Дети находят и называют весь мусор, который находится в море.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рисуют (нетрадиционная техника рисования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  передают тепло своей улыбки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветотерапия

 

 

 

 

Задача игроков выполнять задачи быстро, качественно и при этом сохранять целостность сороконожки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветотерапия

 

 

 

 

Снять психо-эмоциональное напряжение с отвлечением на другие окружающие предметы.

 

 

 

 

 

 

 

Цветотерапия

 

 

Снятие зрительного утомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветотерапия.

 

Развитие слухового внимания детей, профилактика утомления, снятие напряжения.

 

 

 

 

 

Цветотерапия.

 

Развития фантазии – разглядывание облаков.

 

Снятие психоэмоцио-нального напряжения, мышечных зажимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветотерапия.

 

 

У ребят есть возможность самим разобраться что же является мусором в водоёме. Игра развивает внимание, зрительное восприятие.

 

 

 

 

 

Цветотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Улучшение координации и мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Помочь реализовать творческий потенциал. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать радостное настроение, учить детей доброжелательно относиться друг к другу

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Оставить комментарий: